воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Занятие №24 - ЭТ

 ТЕМА: ТЕАТР СКОРОГОВОРОК

Видео-презентация "Скороговорки. 1-я часть"

Занятие по программе "Экологический театр"

(онлайн-запись занятия)


ПРИВЕТ, ДРУЗЬЯ!


  Сегодня наше занятие посвящено скороговоркам, точнее тому, как надо работать со скороговорками для улучшения дикции. Ранее мы уже делали разминку в "Занятии №21" . Теперь, как я и обещала, будет более расширенное занятие. 



  Скороговорки и чистоговорки улучшают дикцию. Это короткие фразы или целые предложения, построенные на сложных сочетаниях согласных и гласных звуков, поэтому их регулярное произношение помогает отрабатывать четкость речи. 

  Скороговорки существуют не только для детей, их также используют профессиональные дикторы, ораторы и актёры. С их помощью они тоже исправляют, улучшают дикцию, которая очень важна в их работе. Делать специальные упражнения со скороговорками полезно всем, кто хочет добиться красивого, естественного произношения, без "проглатывания" отдельных звуков или слогов.

  Сначала просмотрите подготовленный видео-фильм, а потом переходите к второй части этого занятия. 


Ссылка на видео-занятие:  https://youtu.be/oRtexMlLqN4


Как работать со скороговорками для улучшения дикции


  Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. 

  Чаще всего трудности возникают с "л" и "р": оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Ещё одна пара проблемных звуков – "с" и "ш", "м" и "н". 

  Если ваша речь недостаточно чёткая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции. 

  Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением "л", "р", "ш", "с" или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на "проблемные" слоги. 

  Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки. Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными "р" и "л". 

  Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности. 

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых


1-й этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: "п", "т", "ш", "с".
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
• У Сени и Сани в сенях сом с усами.
• Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

2-й этап. Постановка свистящих и звонких: "ч", "ц", "щ":
• Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
• В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
• Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
• Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

3-й этап. Работа с сонорными звуками: "м", "н", "л", "р":
• Лилии полили ли, иль увяли лилии?
• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
• Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
• Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
• Раскатистый "эр" не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!


Скорость произношения скороговорок


  Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: "Карл у Клары украл кораллы". 

  Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите "Карл у Клары украл кораллы" медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. 

  В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос. Если у вас не получается сходу сказать "Карл у Клары украл кораллы" без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ритме выговорить "Карл у Клары украл кораллы", произносите эту же реплику в быстром темпе. 

  Все внимание – на чёткость дикции и артикуляцию! Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука. 

  Заключительный этап – произношение с препятствием, "пробкой" для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. 

  Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее. Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз. 

  Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции. 

  Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю. Уделяйте внимание правильности речи.

Интонации произношения скороговорок


  Хорошая дикция – это не только четкая артикуляции, но и выразительность речи. Поэтому во время упражнений со скороговорками нужно избегать монотонности. Старайтесь понять смысл реплики и произносите ее с выражением. Ваша речь не должна звучать набором четких, понятных, но бессмысленных звуков: выделяйте важные слова голосом, понижайте и повышайте тон. 

  Монотонность – одна из проблем лекторов, педагогов и других ораторов. Чтобы избавиться от нее, играйте с интонациями речи. Например, возьмите классическую присказку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Произнесите ее сначала холодно и с презрением, как будто не одобряете действий Саши. Затем – как будто вам не нравится именно сушка. Далее – скажите то же самое радостно и весело, легко и непринужденно. Придайте голосу таинственность, как будто делитесь секретом. 

  Чем с большим количеством интонаций вы сможете произнести одну и ту скороговорку, тем более выразительной будет ваша повседневная речь.

У вас всё получится!

Отзывы и вопросы присылайте мне в WhatsApp. 
Педагогу дополнительного образования Елене Николаевне Любарь, Объединение «Экологический театр» по телефону 

8-987-588-16-15




© Любарь Елена Николаевна: Все статьи сайта. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обратная связь

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Популярные страницы сайта